Коммерсант, 6 июля 2016
Борьба между негосударственными пенсионными фондами за перевод накоплений граждан становится все более ожесточенной. По данным Пенсионного фонда России (ПФР), к началу июня граждане подали более 1 млн заявлений о переводе пенсионных накоплений — это почти вдвое больше показателя прошлого года. Будущих пенсионеров не останавливает потеря инвестиционного дохода за досрочный переход — законодательная норма об обязательном информировании о таких рисках будет рассматриваться Думой нового созыва.
По данным ПФР, к 1 июня 2016 года российские граждане подали более 1 млн заявлений о переводе средств пенсионных накоплений. Год назад их было существенно меньше — 620 тыс. При этом заявления о переходе из ПФР в НПФ подали 504,5 тыс. человек (к 1 июня 2015 года такие заявления подали 338,5 тыс. человек), из НПФ в НПФ хотят перейти 469,4 тыс. человек (217,2 тыс. год назад). Оставшиеся 32,2 тыс. хотят вернуться из НПФ в ПФР.
Рост объемов привлечения «Ъ» подтвердили представители нескольких фондов из топ-20 по активам. Как отмечает гендиректор Национального НПФ Светлана Касина, такой результат вполне закономерен — до мая 2015 года фонды не форсировали привлечение клиентов из-за отсутствия четкого понимания перспектив развития системы обязательного пенсионного страхования (ОПС). Как отмечает председатель совета директоров НПФ «Европейский» Евгений Якушев, в начале 2015 года фонды отрабатывали технологии работы с электронной цифровой подписью, существенно нарастив объемы привлечения только во втором полугодии.
Отметим, что по итогам кампании 2015 года по переводу пенсионных накоплений из 13,4 млн поданных заявлений было одобрено чуть больше половины, из которых 4,09 млн заявлений на переход из ПФР в НПФ и 3,14 млн — на переходы между НПФ.
Самая распространенная причина отбраковки — два и более заявлений от одного лица. В результате минувшая кампания стала для НПФ рекордной по удельным затратам — 3-4 тыс. руб. на одного привлеченного «молчуна». По оценкам участников рынка, на оплату услуг агентов по привлечению клиентов НПФ направили около 12 млрд руб.— почти половину доходов от управления средствами граждан в 2015 году (см. «Ъ» от 25 марта). По итогам кампании ряд крупных НПФ договорились о создании своеобразной коалиции и прекращении платы агентам за переходы клиентов из дружественных фондов, что позволит свести к минимуму риск платы без фактического привлечения (см. «Ъ» от 18 апреля).
Пока граждан не сдерживает введенная в прошлом году норма, по которой в случае досрочной (чаще одного раза в пять лет) смены фонда они теряют инвестиционный доход. По данным ПФР, более 98% поданных в 2016 году заявлений о переводе пенсионных накоплений — досрочные. «При досрочных переходах НПФ-НПФ застрахованные лица могут потерять до 20-25% суммы на счете»,— оценивает Евгений Якушев. В будущем обязательное информирование граждан о потере инвестдохода может серьезно сократить число переходов — соответствующие поправки в законодательство Госдума может рассмотреть уже в осеннюю сессию. Пока же, как отмечает гендиректор «ВТБ Пенсионный фонд» Лариса Горчаковская, недобросовестные агенты, умалчивая о потере инвестдохода, ничем не рискуют.
Вместе с тем, по оценке участников рынка, во втором полугодии текущего года объемы вряд ли превзойдут прошлогодние результаты. Несмотря на резвый старт, общее число заявлений о переводе пенсионных накоплений в 2016 году сократится вдвое — до 5-6 млн — прогнозирует гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. «В настоящий момент большинство игроков существенно сократили расходы на агентов: пенсионные фонды Сбербанка и ВТБ работают через материнские банки, а фонды коалиции за переходы из дружественных фондов не платят»,— отмечает Светлана Касина. Как указывает Лариса Горчаковская, в условиях заморозки отчислений по ОПС фонды не имеют возможности повысить расходы на привлечение. «Кроме того, «молчуны» с хорошими средними счетами из ПФР также почти вычерпаны. Кто-то обжегся на фондах с отозванной лицензией. Так что рекордных переходов прогнозировать не приходится»,— отмечает руководитель НПФ из топ-10 по активам. Активности НПФ по привлечению пенсионных накоплений препятствуют и туманные перспективы будущих взносов по ОПС, и рост регуляторных ограничений на размещение средств пенсионных накоплений. «Пенсионный бизнес в целом становится менее привлекательным, что сказывается на активности игроков в его расширении»,— резюмировал господин Околеснов.
Comments are closed.