ВЕДОМОСТИ 22.08.2017 г.
Количество заявлений сократилось более чем в 6 раз, говорит гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов, только за июнь в ПФР поступило 2 млн заявлений (см. график) и в июле их было бы еще больше, если бы ПФР не прекратил принимать заявления из УЦ.
Поток заявлений от граждан, желающих сменить пенсионный фонд, резко иссяк, следует из статистики, предоставленной Пенсионным фондом России (ПФР) за июль. В среднем с января по июнь в ПФР от граждан поступало около 730 000 заявлений о переводе накоплений в месяц (всего на 1 июля их было 4,38 млн), за июль количество сократилось в 6 раз – до 120 000.
На это повлияло закрытие самого популярного канала подачи заявлений – удостоверяющих центров (УЦ). Июль стал первым месяцем с 2014 г., когда ПФР не принимал заявления через УЦ – организации, которые ПФР отобрал для обработки заявлений о смене фонда (выдача людям электронной подписи, ее подтверждение и т. д.). В июне Счетная палата выявила массовые фальсификации заявлений на протяжении пяти лет – в 2012–2016 гг., в которых не последнюю роль сыграли УЦ. Сразу после этого ПФР прекратил принимать заявления от УЦ, хотя в 2016 г., по данным Счетной палаты, на них приходилось 87% от всех поданных заявлений.
В итоге в июле сложилась нехарактерная для рынка ситуация: число граждан, которые хотели бы перевести свои накопления в ПФР (7030), превысило число тех, кто хотел его покинуть (5575). Основная часть заявок (107 262) была на переход из одного НПФ в другой. Заявлений от молчунов аномально меньше, чем от тех, чьи накопления уже хранятся в другом НПФ, – в июне фондам удалось переманить около 1,1 млн молчунов и 800 000 клиентов других фондов.
Количество заявлений сократилось более чем в 6 раз, говорит гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов, только за июнь в ПФР поступило 2 млн заявлений (см. график) и в июле их было бы еще больше, если бы ПФР не прекратил принимать заявления из УЦ.
«Приостановка приема заявлений через УЦ могла привести к резкому уменьшению количества заявлений о переходе, подаваемых в ПФР», – говорит первый вице-президент Национальной ассоциации НПФ Сергей Эрлик. Представитель ПФР подтверждает: заявления в электронном виде больше не принимают – и это объясняет спад. У граждан осталось три способа подачи заявления, указано в сообщении на сайте ПФР: через офисы ПФР или МФЦ, через портал госуслуг или сайт ПФР, а также отправив документы по почте.
Представитель НПФ «Лукойл-гарант» замечает, что после отключения УЦ фонды на какое-то время изменили работу с агентами, но сейчас возобновили продажи в обычном режиме и менять планы по количеству заключаемых договоров не планируют, несмотря на то что подача «лично в ПФР» не дает таких результатов.
Использование электронно-цифровой подписи значительно упрощало подачу заявлений, согласна гендиректор «ВТБ пенсионный фонд» Лариса Горчаковская, а теперь фонд отдельно информирует клиентов о необходимости подачи заявления в ПФР. Однако, по ее словам, единственной альтернативой УЦ может быть портал госуслуг, который позволит снизить риски мошенничества на пенсионном рынке. Вернуться к прежней схеме можно будет только после того, как все причины выявленных нарушений будут устранены, отрезает Горчаковская. «Изменение технологии подачи приведет к перестройке работы агентов, но наши фонды продолжают привлекать клиентов, ориентируясь прежде всего на молчунов», – указывает представитель пенсионной группы «Сафмар».
Если в 2016 г. ПФР удовлетворил 54,2% от принятых заявлений, то при текущих условиях, по оценке НПФ «Лукойл-гарант», в 2017 г. конвертация не превысит 30%.
Собеседники «Ведомостей» сходятся во мнении, что предсказывать, сколько заявлений будет получено по итогам года, пока рано – основной пик подачи таких заявлений приходится на конец года. «Последний квартал года прежде давал свыше половины таких клиентов», – говорит руководитель аналитической службы Ассоциации НПФ Евгений Биезбардис. По итогам 2017 г. количество переходов снизится по сравнению с прошлым годом не более чем на 20%, уверен Эрлик.
Comments are closed.