Коммерсант, 16 ноября 2016
Кампания по переводу пенсионных накоплений граждан быстро набирает обороты — в сравнении с 2015 годом общее число заявлений россиян выросло более чем на 50%. При этом переток из ПФР в НПФ ускорился почти вдвое. На фоне возможных изменений законодательства о переходах между НПФ фонды максимально используют возможности привлечения клиентов, как через традиционные банковские и агентские каналы, так и через социальные сети.
«Ъ» стали известны промежуточные результаты переводной кампании 2016 года. По состоянию на 1 ноября граждане подали 5,7 млн заявлений о переводе накоплений, в то время как за аналогичный период прошлого года этот показатель составлял 3,7 млн заявлений, сообщили в Пенсионном фонде России (ПФР). Таким образом, рост общего числа заявлений составил 54%. Самый серьезный вклад внесли и бывшие «молчуны» — клиенты ПФР, переходящие в НПФ: они подали 3,2 млн заявлений (1,8 млн за десять месяцев 2015 года). Довольно активно граждане переходят и из НПФ в НПФ — они подали более 2,4 соответствующих заявлений, при 1,7 млн годом ранее. Число тех, кто решил вернуться в ПФР из НПФ, напротив, сократилось со 152 тыс. до 92,3 тыс. Активность будущих пенсионеров в переходах между фондами не охлаждает даже потеря инвестдохода при досрочной (чаще одного раза в пять лет) смене страховщика. По данным ПФР, доля досрочных заявлений остается в этом году стабильно высокой — от 81% до 99% по разным каналам переходов.
По мнению экспертов, рост числа переходов связан с грядущим изменением их порядка. Минфин дорабатывает законопроект «О НПФ», предусматривающий изменение порядка переходов между фондами (см. «Ъ» от 15 ноября). По проекту, заявление о переходе клиент НПФ будет подавать текущему страховщику, а не в ПФР (как сейчас). «В результате правок закона процедура переходов может серьезно усложниться, потому НПФ будут максимально форсировать привлечение до конца текущего года»,— указывает гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов.
Для привлечения клиентов фонды используют как хорошо знакомые каналы, так и новые. Массированное привлечение фонды ведут через сети банков-партнеров. «В этом году мы сосредоточились на развитии банковского канала привлечения клиентов. Работаем через отделения банков группы Бинбанка и Райффайзенбанка»,— говорит гендиректор НПФ «Сафмар» Михаил Манчурак. Рост объемов продаж через банковские сети отмечает и гендиректор НПФ «Будущее» Николай Сидоров, указывая на ужесточение конкуренции между фондами за сам банковский канал привлечения, который генерирует стабильный поток интересных фонду клиентов. «Хотя мы сотрудничаем с крупными брокерами, банковский канал дает несравненно большие объемы и более высокие средние счета,— говорит гендиректор НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» Лариса Горчаковская.— Для банков это кросс-продажи, НПФ же в данном случае гарантированно защищены от недобросовестных агентов и фальсификата».
Впрочем, в борьбе за клиентов НПФ осваивают и новые технологии. «Фонды не только максимально форсируют привлечение через традиционные каналы, но и активно осваивают технологии онлайн-продаж и работу на интернет-площадках, прежде всего — в социальных сетях и профильных форумах»,— говорит руководитель отдела розничных продаж УК «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский.
Активность участников рынка подстегивает и грядущая трансформация пенсионной системы с введением индивидуального пенсионного капитала, который может быть сформирован в том числе на основе ОПС (см. «Ъ» 26 сентября). «Фонды с относительно дешевыми каналами стараются привлечь все что можно и из ПФР, и от конкурентов,— говорит управляющий директор по корпоративным рейтингам RAEX Павел Митрофанов.— Их экономика выдержит даже невысокие привлеченные счета, но по итогам кампании можно прогнозировать продажи части пенсионных активов самых агрессивных игроков, чтобы оперативно вернуть расходы на привлечение».
Comments are closed.