Генеральный директор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов считает, что воспользоваться гарантированным пенсионным продуктом смогут, в лучшем случае, миллион россиян (всего в России пенсионеров около 44 миллионов — ред.), а, значит, надеяться на то, что эта программа станет спасением пенсионной системы, не приходится.
— Если говорить об ожиданиях по поводу участия населения в программе ГПП, нужно для начала посмотреть на аналогичные прецеденты. В 2008 году у нас была запущена программа софинансирования пенсий, когда государство на каждую тысячу рублей, которую застрахованное лицо вносило на свой счет, добавляло еще тысячу. Это было очень выгодное предложение — вы копите на пенсию, а государство помогает вам в таком же размере. Конечно, там были ограничения, нельзя было просто внести миллион и получить еще один в подарок, но в целом система работала.
Эта программа в итоге формально собрала 16 миллионов участников. Но многие подписывались потому, что этого очень хотел ПФР, или их мотивировали агенты пенсионных фондов. Поэтому логичнее смотреть на количество тех, кто реально платил по этим договорам. Так вот, деньги вносили 2,5 миллиона человек. И это при условии того, что им давали фактически стопроцентную доходность на инвестиции.
За прошедшие десять лет пенсионной индустрии был нанесен большой репутационный ущерб. В особенности после пенсионной реформы тезис «пенсия» приобрел дополнительную негативную коннотацию. С учетом этого, ожидать, что реакция и интерес людей останутся на том же уровне, было бы не совсем правильно. Желания куда-то вкладывать свои пенсионные сбережения у людей точно стало меньше. Государство само своими руками отучало нас много лет от ответственности за собственную пенсию и судьбу в целом.
А с учетом того, что по предлагаемой программе ГПП никакого софинансирования не будет, я считаю, что в лучшем случае около миллиона человек по всей стране смогут принять участие в этой программе, если она будет полностью добровольной.
Суммы, которые они будут вносить, пока остаются открытым вопросом. Если программа добровольная, скорее всего, человек сам будет выбирать, сколько ему отчислять. Ключевой момент в том, предложит ли государство участникам какое-то стимулирование.
Comments are closed.