В крупнейший российский негосударственный пенсионный фонд (НПФ) Сбербанка может выйти новый руководитель, нынешний глава страховой компании «МетЛайф» Александр Зарецкий. Это уже второй за год топ-менеджер из страховой отрасли, который переходит в НПФ на руководящую должность. По мнению экспертов, кадровые перестановки демонстрируют сближение страхового и пенсионного рынков.
Гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов утверждает, что наметившаяся тенденция соответствует мировой практике. Во всем мире, поясняет эксперт, лицензии страховых компаний и пенсионных фондов, по сути, одинаковые и они предлагают своим клиентам сходные финансовые инструменты.
Крупнейший российский негосударственный пенсионный фонд (НПФ) Сбербанка может выйти новый руководитель, нынешний глава страховой компании «МетЛайф» Александр Зарецкий. Это уже второй за год топ-менеджер из страховой отрасли, который переходит в НПФ на руководящую должность. По мнению экспертов, кадровые перестановки демонстрируют сближение страхового и пенсионного рынков.
Крупнейший российский НПФ Сбербанка может возглавить нынешний президент «МетЛайфа» Александр Зарецкий, рассказали несколько источников “Ъ” на страховом и пенсионном рынке, а также близкие к банку. Господин Зарецкий покидает «МетЛайф» 1 апреля «по личным причинам», сообщила пресс-служба компании. «Мой контракт заканчивается 1 апреля. Потом мне бы хотелось работать на рынке финансовых услуг, который я знаю и люблю»,— заявил он “Ъ”, отказавшись комментировать планы на будущее. В Сбербанке перенаправили запрос “Ъ” в дочерний НПФ, однако в фонде на него не ответили.
НПФ Сбербанка на конец января 2019 года аккумулировал 584,6 млрд руб. пенсионных накоплений и 38,7 млрд руб. пенсионных резервов. Клиентами фонда по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) являлись 8,9 млн человек. Впрочем, в результате переходной кампании прошлого года это количество может сократиться почти на 100 тыс. человек (см. “Ъ” от 6 марта). Участниками НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО) являются 1,8 млн человек.
В мае прошлого года из-за разногласий с руководством на уровне блока НПФ Сбербанка покинула бессменный гендиректор Галина Морозова (см. “Ъ” от 25 мая 2018 года). В июне она перешла в ГК «Регион», где стала курировать пенсионный бизнес. Исполняющим обязанности гендиректора НПФ Сбербанка стал Александр Прокопенков, а материнский банк начал рассматривать различные кандидатуры на место руководителя фонда. Ситуацию в крупнейшем НПФ усугубил уход в начале этого года части команды в НПФ «Будущее», работу которого курирует теперь госпожа Морозова. Топ-менеджеры материнского банка и сотрудники самого НПФ жаловались “Ъ” на то, что у фонда «отсутствует внятная стратегия развития».
Галина Морозова, тогда президент НПФ Сбербанка, в интервью РБК в сентябре 2013 года
Мы не похожи на мировые страховые компании и не похожи на западные пенсионные фонды.
Александр Зарецкий знаком с пенсионным рынком. «Он выступал одним из основных лоббистов в ВСС по допуску страховщиков к разрабатываемой ЦБ и Минфином системе индивидуального пенсионного капитала на этапе накоплений», — заявили два собеседника “Ъ”. Один из них оговаривается, что знаний в пенсионной системе у президента «МетЛайф» «пока недостаточно» и иногда топ-менеджер «путается в базовых терминах». Но, признают источники “Ъ”, на страховом рынке он обладает «отличной репутацией», а по стилю руководства близок к президенту Сбербанка Герману Грефу. Есть и другие факторы, добавляют собеседники “Ъ”: «Сбербанк задумался об объединении страхового продукта с пенсионным по НПО. Возможно, выбор в пользу топ-менеджера со страхового рынка обосновывается именно этим».
Это не первый пример прихода руководителя из страховой компании в пенсионную. Буквально месяц назад стало известно, что Михаил Моторин из «ВТБ страхование» перейдет в НПФ «Открытие» (см. “Ъ” за 11 февраля). «Поиск людей для руководства НПФ из страховой отрасли, особенно компаний, занимающихся страхованием жизни, это вполне естественный процесс — опыт в страховой компании релевантен для пенсионных фондов,— считает управляющий директор «Эксперт РА» Павел Митрофанов. — Однако переход топ-менеджеров из страховых компаний в пенсионные фонды показывает зародившуюся тенденцию в банковских группах, основанную на сближении двух рынков: пенсионный бизнес в сфере НПО и страховой все больше начинают походить друг на друга с точки зрения продвижения и продаж»,— отмечает эксперт.
По его словам, в этом вопросе важно, как будет развиваться регулирование — «если СК получат право продавать пенсионные продукты, а НПФ — страховые, то это может ускорить создание консолидированных пенсионно-страховых групп при крупнейших банках». Гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов утверждает, что наметившаяся тенденция соответствует мировой практике. Во всем мире, поясняет эксперт, лицензии страховых компаний и пенсионных фондов, по сути, одинаковые и они предлагают своим клиентам сходные финансовые инструменты.
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ), работающие только с пенсионными резервами, получат возможность работать со средствами системы индивидуального пенсионного капитала (ИПК), заявил в среду замминистра финансов Алексей Моисеев. Для этого НПФ, работающим с резервами, надо будет вступить в систему гарантирования. В настоящее время готовятся поправки к законодательству, отметил он. Страхователем так же, как в случае с пенсионными накоплениями, будет Агентство по страхованию вкладов. В базовой концепции ИПК, представленной ЦБ в прошлом году в ряде презентаций, говорится, что средства ИПК в НПФ должны быть защищены капиталом фондов и системой гарантирования. Сейчас все фонды, работающие с резервами, прошли акционирование. С начала этого года на них распространяется и обязательное стресс-тестирование.
Comments are closed.