Коммерсант.ru 25.01.2018 г.
Как считает управляющий директор по корпоративным рейтингам «Эксперта РА» Павел Митрофанов, если технология ЕПГУ заработает, «можно ожидать, что за переходную кампанию этого года будет подано более 5 млн заявлений». Если не получится в полной мере использовать этот канал, например, из-за технического несовершенства, то по этому году подача заявлений может ограничиться 3–4 млн штук. Оптимистичнее оценивает перспективы ЕПГУ гендиректор «Пенсионного партнера» Сергей Околеснов. По его словам, если этот канал заработает в полную силу, то можно ожидать 8–9 млн заявлений на перевод пенсионных накоплений в этом году. «В противном случае привлечение новых клиентов будет оставаться на уровне второго полугодия 2017 года, и за весь 2018 год количество заявлений может немного превысить 3 млн штук»,— прогнозирует эксперт.
Количество заявлений граждан на перевод пенсионных накоплений, поступивших в Пенсионный фонд России (ПФР) в прошлом году, сократилось по сравнению с 2016 годом почти в два раза. Это из-за перекрытия основного канала подачи заявлений — через удостоверяющие центры (УЦ). Теперь фонды тестируют новый канал — перевод пенсионных накоплений в отделениях банков через Единый портал госуслуг (ЕПГУ). Если он заработает в полную силу, то количество заявлений, поданных в этом году, может превысить прошлогодний результат.
В декабре прошлого года в ПФР было подано более 600 тыс. заявлений граждан о переводе их пенсионных накоплений, свидетельствуют предварительные данные ПФР. Всего же по итогам переходной кампании 2017 года ПФР получил свыше 5,75 млн заявлений. В позапрошлом году на отчетную дату таких заявлений было 10,62 млн штук, из которых 3,9 млн штук было подано в последний месяц переходной кампании.
По итогам переходной кампании 2016 года были одобрены лишь 54,2% от принятых к рассмотрению заявлений. При этом большинство отказов в удовлетворении было вынесено из-за наличия заявления с более поздней датой — 55,8%. Чуть меньше трети заявлений не были удовлетворены из-за отсутствия договора.
5,75 миллиона заявлений
о переводе пенсионных накоплений было подано по итогам 2017 года, это вдвое меньше, чем годом ранее
До середины прошлого года основным способом подачи заявлений был электронный канал с использованием удостоверяющих центров (УЦ). Счетная палата после проверки ряда НПФ указывала, что количество полученных ПФР заявлений о смене страховщика через УЦ в 2015 году составило более 67% от их общего числа, в 2016 году — более 87%. По данным ПФР, в электронном виде (через УЦ, ЕПГУ и личный кабинет на сайте ПФР) на 1 июля прошлого года было подано 99% всех заявлений. При этом источник “Ъ”, близкий к ПФР, указывает, что через ЕПГУ и личный кабинет на сайте ПФР подавались единицы заявлений. Об этом свидетельствует и статистика. Если за июнь по электронному каналу было подано почти 2 млн заявлений, то за июль, то есть сразу после того, как был приостановлен прием заявлений через УЦ (см. “Ъ” от 28 июня 2017 года),— всего 66 тыс. заявлений.
Многие пенсионные фонды либо прекратили, либо существенно сократили привлечение клиентов по этому каналу. Активно его использовать продолжал фактически до конца года только НПФ Сбербанка. В результате у крупнейшего российского НПФ скопилось подавляющее большинство заявлений, которые должны были быть поданы через УЦ, но не принимались ПФР. В письме главы Сбербанка Германа Грефа на имя Игоря Шувалова от 12 декабря 2017 года давалась общая оценка более чем 3 млн «зависших» заявлений, из которых на перевод пенсионных накоплений в НПФ Сбербанка приходилось 2,9 млн штук (см. “Ъ” от 29 декабря 2017 года). Вместе с тем в конце декабря на совещании в Минфине было принято решение «зависшие» заявления не принимать. Предварительная статистика ПФР свидетельствует, что эти заявления не были приняты к рассмотрению.
В настоящее время привлечение клиентов через отделения Сбербанка приостановлено, рассказал источник “Ъ”, близкий к НПФ Сбербанка. По словам собеседника “Ъ”, фонд «внедряет технологию перевода застрахованных лиц через ЕПГУ по всей сети банка, которая должна заработать с марта этого года». В Сбербанке не комментируют эту информацию. Другие крупные фонды либо уже начали тестирование этого канала перевода клиентов («ВТБ Пенсионный фонд», «Газфонд ПН»), либо готовятся сделать это в ближайшее время (НПФ «Будущее», «ЛУКОЙЛ-Гарант», «Сафмар») (см. “Ъ” от 22 декабря 2017 года). Тогда же информацию о тестовом режиме переводов по этому каналу в ряде отделений Сбербанка подтверждал и представитель НПФ Сбербанка.
Как считает управляющий директор по корпоративным рейтингам «Эксперта РА» Павел Митрофанов, если технология ЕПГУ заработает, «можно ожидать, что за переходную кампанию этого года будет подано более 5 млн заявлений». Если не получится в полной мере использовать этот канал, например, из-за технического несовершенства, то по этому году подача заявлений может ограничиться 3–4 млн штук. Оптимистичнее оценивает перспективы ЕПГУ гендиректор «Пенсионного партнера» Сергей Околеснов. По его словам, если этот канал заработает в полную силу, то можно ожидать 8–9 млн заявлений на перевод пенсионных накоплений в этом году. «В противном случае привлечение новых клиентов будет оставаться на уровне второго полугодия 2017 года, и за весь 2018 год количество заявлений может немного превысить 3 млн штук»,— прогнозирует эксперт.
Comments are closed.