Коммерсант.ru 15.11.2017 г.
«Если требуется смена собственника НПФ, значит, в его активах дыра. И рыночный игрок будет рассчитывать на дополнительные средства. Ведь по закону фонд может получить не более 15% от инвестдохода, поэтому выделенные средства на санацию НПФ должны перекрывать дыру многократно»,— поясняет гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. В таких условиях негативный опыт санации банков рыночными игроками вряд ли будет проигнорирован регулятором. «Наиболее вероятный сценарий — оздоровление через фонд санации Банка России»,— прогнозирует господин Околеснов.
Банк России разработает механизм санации негосударственных пенсионных фондов (НПФ) через смену собственников. Для клиентов НПФ это, безусловно, хорошая новость — при таком сценарии они сохранят не только накопления, но и инвестдоход. Выгоды же внешнего санатора неочевидны. И, по оценке экспертов, в его роли с высокой вероятностью выступит дочерняя структура ЦБ.
О разработке механизма принудительной смены собственников НПФ сообщил вчера на конференции Банка России директор департамента коллективных инвестиций ЦБ Филипп Габуния. Как он подчеркнул, такой сценарий может быть реализован лишь в случае невозможности для НПФ исполнить обязательства перед клиентами (если активов не хватает, резерв ОПС (РОПС) и капитал исчерпан, а действующие бенефициары не в состоянии докапитализировать фонд).
По действующему законодательству при введении запрета на проведение операций или отзыве лицензии НПФ должен в течение месяца вернуть пенсионные накопления граждан в Пенсионный фонд РФ. С учетом активной консолидации НПФ на практике массовая распродажа активов крупных фондов чревата существенными убытками. «Крупный фонд, который должен в течение 30 дней ликвидировать портфель объемом 500 млрд руб., сразу создаст на нашем рынке немаленький финансовый кризис. Если мы не продаем сразу, а через специальный кредит, фонду АСВ будут даны средства на выплаты, мы получаем чудовищный вброс ликвидности, который приведет к другим негативным последствиям,— отметил господин Габуния (цитата по “Интерфаксу”).— Нужно будет думать о… возможности сохранения института и принудительной смене собственника при неэффективном управлении, которое и привело к таким событиям (неисполнению обязательств перед клиентами.— “Ъ”)». Ряд фондов из первой десятки по итогам третьего квартала показали заметные убытки (см. “Ъ” от 7 и 11 ноября), однако с высокой вероятностью смогут отыграть потери до конца года.
По оценке “Ъ”, санация НПФ пойдет по модели, уже отработанной на банках — с обнулением капитала. Стоит отметить, что регулятор в последние годы переводит фонды на регулирование по аналогии с банковским. В этой логике — и внедрение фидуциарной ответственности, и грядущая привязка капитала к размеру обязательств, и ставшие обязательными стресс-тесты, и последовательное снижение маневра по инвестированию в связные лица. «Принудительная смена собственника НПФ выглядит как жесткий вариант механизма санации фондов»,— отмечает президент Национальной ассоциации НПФ Константин Угрюмов.
Вместе с тем, по оценке экспертов, выгоды потенциального санатора пока неочевидны. «Среди НПФ не так много крупных игроков с устойчивым бизнесом, которые в состоянии присоединить в ходе санации новый актив»,— считает господин Угрюмов. «Если требуется смена собственника НПФ, значит, в его активах дыра. И рыночный игрок будет рассчитывать на дополнительные средства. Ведь по закону фонд может получить не более 15% от инвестдохода, поэтому выделенные средства на санацию НПФ должны перекрывать дыру многократно»,— поясняет гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. В таких условиях негативный опыт санации банков рыночными игроками вряд ли будет проигнорирован регулятором. «Наиболее вероятный сценарий — оздоровление через фонд санации Банка России»,— прогнозирует господин Околеснов.
Возможность оперативной смены собственников НПФ должна повысить дисциплину действующих бенефициаров, считают участники рынка. В безусловном выигрыше при таком развитии событий будут клиенты фондов. «Если ненадежный фонд вместо потери лицензии попадет к новому собственнику, клиенты сохранят не только тело накоплений, но и инвестиционный доход»,— резюмировал управляющий директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Павел Митрофанов.
Comments are closed.