Коммерсант, 25 мая 2017.
С учетом жесткой конкуренции за привлечение и сохранение клиентской базы, а также задачи возврата инвестиций бенефициаров НПФ на горизонте 10-15 лет, по оценке президента Ханты-Мансийского НПФ Алексея Охлопкова, эффективно работать смогут фонды с активами не менее 10 млрд руб. Более оптимистичную оценку дает гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. «Для работающих с накоплениями НПФ достаточно 5 млрд руб.— даже при реализации достаточно консервативной инвестстратегии 15% от инвестдохода хватит для выполнения регуляторных требований»,— считает он.
На фоне ужесточения конкуренции за привлечение клиентов и регуляторных требований к риск-менеджменту основным трендом на рынке негосударственного пенсионного обеспечения будет сделки слияния и поглощения (M&A) и выход из игры небольших игроков, а также активный поиск нового источника поступления средств в систему. Ключевую ставку отрасль делает на индивидуальный пенсионный капитал (ИПК), впрочем, массовость участия граждан в его формировании будет зависеть от преференций, предоставленных властями.
Черты будущей негосударственной пенсионной системы обсудили вчера на профильной конференции «Эксперт РА» представители негосударственных пенсионных фондов (НПФ), эксперты и лоббисты отрасли. Ключевая задача отрасли — обеспечить приток новых средств с систему. В теории ее мог бы решить запуск индивидуального пенсионного капитала, который по замыслу Минфина и Банка России гражданам предстоит формировать из собственных средств. Однако желающих отказаться от текущего потребления в пользу будущей пенсии будет немного. Как отмечает президент АНПФ Сергей Беляков, при средней зарплате в стране 36 тыс. руб. формировать сбережения есть возможность лишь у граждан с доходами от 70 тыс. руб. в месяц. По оценке управляющего директора по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Павла Митрофанова, в случае автоподписки и софинансирования со стороны государства только за первый год приток средств по взносам граждан в систему ИПК мог бы составить 20-30 млрд руб. Более оптимистичные прогнозы ранее давала Национальная ассоциация НПФ, оценивая приток в первый год в 150 млрд руб., с последующим ростом до 360 млрд руб. в год (см. «Ъ» от 21 апреля). Впрочем, как следует из концепции ИПК, ни автоподписка, ни софинансирование в рабочей версии проекта не зафиксированы (см. «Ъ» от 24 мая). Но без этих катализаторов, как прогнозирует господин Митрофанов, «запуск ИПК будет скорее номинальным, а взносы близкими к нулевым».
В таких условиях актуальным для НПФ остается расширение клиентской базы по ОПС, что ведет к сокращению числа игроков. С учетом жесткой конкуренции за привлечение и сохранение клиентской базы, а также задачи возврата инвестиций бенефициаров НПФ на горизонте 10-15 лет, по оценке президента Ханты-Мансийского НПФ Алексея Охлопкова, эффективно работать смогут фонды с активами не менее 10 млрд руб. Более оптимистичную оценку дает гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. «Для работающих с накоплениями НПФ достаточно 5 млрд руб.— даже при реализации достаточно консервативной инвестстратегии 15% от инвестдохода хватит для выполнения регуляторных требований»,— считает он. По состоянию на 31 марта 2017 года независимых НПФ с активами менее 5 млрд руб. осталось немногим более двух десятков. И наиболее реальный сценарий поведения для них — либо продажа бизнеса, либо добровольный отказ от лицензии. В 2016 году в результате M&A или добровольного отказа от лицензий рынок покинули десяток игроков. По оценке гендиректора НПФ «ЛУКОЙЛ-гарант» Дениса Рудоманенко, в горизонте трех-четырех лет на рынке останутся не более 20 игроков (сейчас в реестре ЦБ — 69 действующих НПФ). По оценке господина Околеснова, консолидатор небольших фондов (с активами до 3 млрд руб.) в 2017 году «потенциально смог собрать до 10 млрд руб. пенсионных активов, что наверняка устроило бы и мелких игроков, и регулятора». Однако явного интереса к такой консолидации никто не проявляет.
В результате конкуренция за привлечение клиентов между НПФ от года к году усиливается. Пострадавшей стороной в схватке между агрессивно наращивающими и защищающими базу фондами становятся не только участники рынка, но и их клиенты. В середине мая несколько крупных игроков сообщили о десятках тысяч жалоб клиентов на неправомерный перевод накоплений или отказ в переходе в новый НПФ (см. «Ъ» от 16 мая). Как отметил исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев, по итогам кампании 2017 года число таких жалоб может вырасти на порядок. «В следующем году люди при досрочных переходах потеряют инвестиционный доход за три года, что может составить до 30% пенсионных накоплений. Технология перехода не удовлетворяет ни физлиц, ни НПФ»,— отметил господин Якушев.
В светлом будущем пенсионной отрасли участники рынка видят несколько вариантов решения этой проблемы — от изменения порядка перехода (с подачей уведомления текущему страховщику, должного информирования граждан о потере инвестдохода и даже идентификацией клиента по радужной оболочке глаза) до отмены нормы о потере инвестдохода при досрочной смене НПФ. В настоящем порядок переходов останется неизменным, а фонды ждут судебные процессы по искам действующих и несостоявшихся клиентов. Насколько массовыми они будут и какими последствиями чреваты для отрасли, представители НПФ активно обсуждали в кулуарах конференции. Но консенсуса ожидаемо не достигли.
Comments are closed.