Комсомольская правда, 16 января 2017
Ведомство Эльвиры Набиуллиной проводит массовую проверку негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Под проверку попали, в основном, небольшие фонды, которые работают по форме некоммерческих организаций. Инспекция доскональная: от бухгалтерских балансов до оборотов по счетам и учредителей.
— ЦБ стал регулятором некредитных финансовых учреждений всего лишь 3 года назад, — рассказывает Сергей Околеснов, глава компании «Пенсионный партнер». — Тогда он взял на себя функции Федеральной службы по финансовым рынкам и Федеральной службы по страховому надзору. Но все свое хозяйство полностью проинспектировать не успел. В 2015 году 40 фондов подавали ходатайства на вступление в систему гарантирования вкладов и прошли проверку Центробанка. Оставшиеся — как правило, это фонды поменьше — как сидели тихонечко, так и остались сидеть. Так что, насколько мы понимаем, ЦБ все-таки решился разобраться с их деятельностью.
В ЦБ отказались подтвердить или опровергнуть эту информацию, сославшись на то, что свои надзорные действия они не комментируют. Но разбираться, действительно, нужно. За последние годы произошло несколько крупных скандалов, связанных с негосударственными пенсионными фондами. А точнее, с их владельцами. К примеру, в 2015 году лишились лицензий 7 НПФ, которыми руководил банкир Анатолий Мотылев. Под их управлением находилось почти 60 млрд. рублей пенсионных средств граждан. Против самого Мотылева было возбуждено уголовное дело за мошенничество, но ему удалось уехать из страны.
В 2016 году Центробанк аннулировал лицензии 5 НПФ, подконтрольных бизнесмену Евгению Новицкому. Тогда регулятор обратил внимание, что тот скупает фонды, как гоголевский герой Чичиков – мертвых душ. Новицкий использовал деньги будущих пенсионеров исключительно как дешевые инвестиции для собственного бизнеса. В итоге из-за рискованных и неэффективных вложений его активы обесценились в 7 раз.
Всего из-за отзыва лицензий пострадало примерно 300 тысяч человек. По закону, средства пенсионных накоплений негосударственного фонда, у которых отозвана лицензия, должны быть возвращены в Пенсионный фонд. Однако, чаще всего, этих денег не хватает. Тогда ЦБ вынужден компенсировать перечисленные взносы клиентам. Но получают они только «номинал». То есть, весь инвестиционный доход, который они могли бы получить за это время, сгорает.
Напомним, с 2015 года в нашей стране действует система гарантирования прав застрахованных лиц. В ней, на 1 июля 2016 года, зарегистрированы 46 НПФ. Фондов, не пожелавших вступить в эту систему, сейчас порядка 30 штук. Но по объему вложенных средств – это всего 1% рынка пенсионных накоплений. Как считают эксперты, эти фонды либо лишатся лицензий, либо войдут в состав более крупных НПФ.
Comments are closed.