Ведомости, 12 января 2017
Центробанк начал массовую проверку негосударственных пенсионных фондов (НПФ), не прошедших акционирования и продолживших работу в форме некоммерческих организаций (НКО). Проверки регулятор начал в конце прошлого года, рассказал «Ведомостям» топ-менеджер одного из фондов. Это действительно так, подтверждает гендиректор компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов: «В пенсионных фондах, продолживших работу в статусе НКО, проходят проверки, они сравнимы по масштабам с теми, которые проводились регулятором в НПФ при вступлении в систему гарантирования прав застрахованных лиц». По его словам, ЦБ проверяет в фондах многие аспекты деятельности, включая бухгалтерские балансы, обороты по счетам, учредителей и проч. «Проверка явно неформальная и весьма тяжелая для фондов», – констатирует Околеснов.
В ноябре прошлого года первый зампред Сергей Швецов пообещал, что ко второй половине 2017 г. Банк России в целом закончит очистку сектора микрофинансовых институтов, страховых компаний и пенсионных фондов от слабых игроков. «Мегазадача» регулятора – закончить этот процесс в ближайшие месяцы, говорил он (здесь и далее цитаты по «Интерфаксу»). Именно после этого заявления Швецова, «буквально через две недели», в фонды начали поступать уведомления о грядущих проверках, рассказывает топ-менеджер одного из фондов.
К концу 2016 г. лицензии были у 23 фондов, оставшихся в форме НКО. Сейчас такие фонды могут управлять только пенсионными резервами: НПФ, которые управляют средствами накоплений, должны были пройти акционирование до 2016 г. Отсрочку до 2019 г. регулятор дал фондам, занимавшимся исключительно негосударственным пенсионным обеспечением (добровольной пенсией), напоминает президент саморегулируемой организации «Ассоциация негосударственных пенсионных фондов» (АНПФ) Сергей Беляков.
Недостоверные пенсионеры
В 2016 г. почти треть НПФ ушли с рынка – их число сократилось со 102 до 74. В основном фонды теряли лицензии из-за нарушений (отозвано 18 лицензий). В материалах ЦБ говорится, что почти из двух десятков фондов, у которых были отозваны лицензии, восемь имели недостоверную отчетность.
К концу III квартала прошлого года неакционированные фонды управляли 765 млрд руб. пенсионных резервов, на три крупнейших фонда – НПФ «Благосостояние», «Газфонд» и «Нефтегарант» – приходилось 96% этой суммы.
В НПФ работников угольной промышленности (НПФ «Уголь») проверка сейчас идет, она началась 26 декабря прошлого года, говорит директор по развитию пенсионного бизнеса инвестиционной группы «Русские фонды» (владеет фондом «Уголь») Виталий Плотников. «В пенсионном фонде проходит комплексная проверка ЦБ: она затрагивает внутренний контроль, персональный учет, автоматизацию, процессы защиты персональных данных. Кроме того, регулятор проверяет активы и инвестирование средств». В НПФ «Империя» проверка проводилась, она уже закончена, рассказал президент фонда Алексей Морозов, отказавшись раскрыть детали. Проверка не комплексная, утверждает топ-менеджер одного из фондов: «Регулятор проверяет активы и обязательства фондов перед застрахованными лицами, уровень и качество контроля».
«Проверки проводятся с определенной регулярностью, однако все фонды, сохранившие статус НКО, ЦБ не проверял уже несколько лет. Последний раз эти фонды проверяла Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), т. е. в них не проводились проверки с тех самых пор, когда Центробанк стал мегарегулятором», – говорит Околеснов. По его мнению, регулятор хочет узнать, какое наследство ему досталось от ФСФР.
«Для нас проверка стала неожиданной, поскольку мы недавно закрыли сделку по покупке НПФ «Уголь», – делится Плотников. Однако, по его словам, в целом действия регулятора были ожидаемы: «Центробанк планировал проверить тех, кто не проходил проверки при вступлении в систему гарантирования». «Мы ожидаем, что мероприятия, проводимые ЦБ, повысят стабильность всей пенсионной системы. Проблемы могут возникнуть в основном у малых фондов. Но не финансового, а технического характера. Поэтому АНПФ оказывает тем фондам, которые входят в нашу СРО, консультативную поддержку», – говорит Беляков. Во второй отраслевой СРО – Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов заявили, что не комментируют надзорные действия регулятора.
Представитель ЦБ комментировать свою надзорную деятельность также отказался.
Comments are closed.