Известия, 23 сентября 2016
После окончания в этом году формирования системы гарантирования пенсионных накоплений, чистки рынка негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и регулятивных изменений рынок управления деньгами будущих пенсионеров оказался поделен между фондами, принадлежащими госбанкам (Сбербанк и ВТБ) и крупным финансовым структурам (РГС, БИН, АЛОР, «Открытие»). Об этом свидетельствуют результаты совместного исследования Pension & Acturial Consalting и Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ), имеющегося в распоряжении «Известий». По мнению источников «Известий» на финансовом рынке, новая биполярная структура рынка создает риски монополизации и сговоров между участниками.
Тенденция, которая формировалась последние два года (слияния и поглощения на рынке НПФ), в 2016-м окончательно определилась и стала очевидной. Крупнейшие фонды продолжили укреплять свои позиции. По данным АНПФ, в I квартале 2016 года наибольшее число новых клиентов привлекли окологосударственные фонды (НПФ Сбербанка — 1,27 млн новых договоров, «ВТБ Пенсионный фонд» — 0,15 млн). Второй по размеру кусок пирога разделили крупные фонды, принадлежащие корпорациям («Будущее» — 0,4 млн, РГС — 0,3 млн, «Доверие» — 0,4 млн, «Лукойл Гарант» — 0,11 млн, «КИТ Финанс» — 0,13 млн).
По сравнению с прошлым годом средства пенсионных накоплений НПФ Сбербанка увеличились более чем в четыре раза, что подняло его в рейтинге фондов по объему пенсионных накоплений с третьего на первое место. По итогам I квартала окологосударственные фонды занимают 24% рынка, группа «Газфонд ПН» — 18,7%, «Открытие» — 16,3%, О1 — 12,4%, САФМАР — 11,8%, РГС — 7,7%.
К концу I квартала 2016 года, то есть после завершения переходной кампании и перечисления средств пенсионных накоплений, на 10 крупнейших НПФ пришлось более 1,6 трлн рублей, что составляет 81,2% всех пенсионных накоплений негосударственных фондов.
— Рынок действительно разделился на три группы: фонды госбанков, пяти финансовых групп, а также средние и мелкие НПФ, доля которых со временем будет снижаться. К последней группе относятся, например, такие отраслевые фонды, как «Гефест» и «Социальное развитие». Есть совсем маленькие фонды. С июня регулятор активно занялся очисткой этого сегмента рынка, поэтому в течение ближайших полугода их число может сократиться вдвое, — прогнозирует гендиректор ООО «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов.
В результате реформ отрасли на рынке обязательного пенсионного страхования (ОПС) наблюдается высокая концентрация пенсионного бизнеса среди НПФ, признают в АНПФ, однако рисков в этом не видят. Такое положение дел рисков монополизации для отрасли не создает, уверен автор исследования, главный аналитик АНПФ Евгений Биезбардис. По его словам, сейчас сохраняется достаточная диверсификация рынка и конкуренция за клиентов достаточно высока.
Но с этим мнением соглашаются далеко не все.
— Высокая концентрация создает определенные риски. Например, что крупные фонды заключат между собой неформальные соглашения о том, что они не переманивают клиентов друг друга, установят единые тарифы по работе с банками-партнерами и для агентов, будут кредитовать проекты друг друга, поскольку Центробанк запрещает вкладывать пенсионные деньги в собственные проекты. Не исключаю, что со временем они договорятся и об инвестдоходе, — опасается источник «Известий» на финансовом рынке.
По его словам, консолидация рынка неизбежно снижает уровень конкуренции. При этом трудности, которые создает рынку правительство (через мораторий на пенсионные накопления), подчеркивает собеседник, вынуждает НПФ сплачиваться, даже если они являлись непримиримыми конкурентами долгие годы.
По прогнозу АНПФ, рынок НПФ ждет дальнейшая консолидация. В марте 2016 года СтальФонд присоединился к «Будущему», куда позже вольются «Уралсиб» и «Русский стандарт». Европейский пенсионный фонд, Регионфонд и «Образование и наука» также объявили о присоединении к САФМАР в рамках одноименной группы. Их одногруппник «Доверие», по оглашенным ранее планам, присоединится к фонду САФМАР в 2017 году. В августе 2016 года о включении в состав «Газфонд ПН» заявили «Наследие», Промагрофонд и «КИТ Финанс». Доля Сбербанка и ВТБ на рынке может вырасти в ближайшие годы на фоне сильной рыночной позиции их головных структур и широкой сети продаж, указывается в исследовании.
Изменения рынка отражаются и на структуре его инвестиций. Если раньше НПФ предпочитали сверхнадежные, но и малодоходные облигации федерального займа (ОФЗ), то теперь у них растет интерес к корпоративным облигациям и реальному сектору экономики. Если в 2005 году доля ОФЗ в портфеле НПФ, ВЭБа и УК составляла 80,5%, то в 2015-м она снизилась до 23,9%. При этом доля корпоративных бумаг увеличилась с 1 до 41%, акций — с 0,4 до 5,9%. Как пояснил «Известиям» исполнительный директор НПФ «САФМАР» Евгений Якушев, пенсионные фонды, учитывая требования регулятора по снижению доли банковских депозитов, переходят в наиболее доходный на сегодня сегмент — сектор корпоративных облигаций наиболее надежных эмитентов.
Евгений Биезбардис полагает, что смена тренда является вынужденной — фонды и рады вкладывать в ОФЗ, но их не хватает.
Справка
По итогам 2015 года число участников накопительной системы достигло почти 81 млн человек, из них 31 млн (38%) доверили свои накопления НПФ. Всего в стране 3,8 трлн рублей пенсионных накоплений (4,7% ВВП). Без трехлетнего моратория на передачу пенсионных накоплений эта цифра могла бы достичь 5 трлн рублей, или 6,2% ВВП, подсчитали в АНПФ. За последние семь лет НПФ показали доходность 76,49% по сравнению с 62,81% по расширенному портфелю ВЭБа.
Comments are closed.