Коммерсант.ru 15.01.2018г.
По словам гендиректора компании «Пенсионный партнер» Сергея Околеснова, «в России все еще низкая степень проникновения цифровых услуг, поэтому ограничивать население в их законном праве на перевод пенсионных накоплений было бы несправедливо».
Принятие новых норм перевода пенсионных накоплений откладывается. Ранее ЦБ и Минфин предлагали ограничить возможности граждан по смене страховщика порталом госуслуг с одновременным информированием его о возможных потерях инвестдохода. Однако в Государственно-правовом управлении президента (ГПУ) сочли, что такое ограничение неправомерно.
Как стало известно “Ъ”, из проекта поправок к закону «О негосударственных пенсионных фондах (НПФ)» были убраны положения, касающиеся системы перевода гражданами пенсионных накоплений. Это было сделано по предложению ГПУ, куда в конце прошлого года был отправлен законопроект, заявил глава комитета по финансовым рынкам Госдумы Анатолий Аксаков. С позицией ГПУ также знаком и президент саморегулируемой организации (СРО) АНПФ Сергей Беляков. В ГПУ в пятницу не ответили на запрос “Ъ”.
Предыдущая редакция документа (см. “Ъ” от 25 декабря 2017 года) оставляла гражданину один способ подать заявление о переводе пенсионных накоплений через портал госуслуг. Через него гражданин должен был информироваться и о возможной потере инвестиционного дохода при досрочном переходе. «В ГПУ считают, что для переходов между страховщиками нужно предусмотреть использование не только портала госуслуг, но и другие варианты»,— пояснил господин Аксаков.
Проблема наладки системы перевода накоплений и сопутствующего уведомления граждан о потере инвестиционного дохода при досрочной (чаще чем раз в пять лет) смене страховщика — одна из ключевых для накопительной части пенсионной системы. Так, переходная кампания 2016 года сопровождалась массовыми нарушениями (см. “Ъ” от 19 июля 2017 года). Граждане жаловались на неправомерный перевод их накоплений, на отказы в переводе, а также на потерю инвестдохода из-за недостаточного информирования.
Летом прошлого года из-за многочисленных нарушений был перекрыт один из основных дистанционных каналов подачи гражданами заявлений на перевод накоплений — через удостоверяющие центры (см. “Ъ” от 28 июня 2017 года). Сейчас можно подать заявление о переходе лично в Пенсионном фонде России (ПФР) или в Центре государственных услуг (МФЦ) либо переслать по почте документ, заверенный нотариусом, а также перевести свои накопления через портал госуслуг. Однако ни через один из названных сервисов гражданин не информируется о размере потерянного инвестдохода при досрочном переводе пенсионных накоплений. Поэтому можно ожидать сохранения или даже увеличения количества жалоб на потерю инвестдохода из-за недостаточного информирования. Например, «молчуны», чьими средствами управляет ВЭБ, во время переходной кампании нынешнего года при досрочном переводе рискуют потерять более 30% своих накоплений (см. “Ъ” от 29 декабря 2017 года).
В свете этих проблем предложение сделать единственным каналом подачи заявлений о переводе накоплений портал госуслуг, через который граждане автоматически информировались бы и о рисках инвестиционных потерь, выглядело логичным, полагают участники рынка. «Предложенная в предыдущей редакции законопроекта система переходов, несмотря на то что она неидеальна, все же решала проблему предыдущих переходных кампаний»,— считает господин Беляков. Однако в ГПУ, видимо, сочли иначе, и у этой позиции есть своя логика. По словам гендиректора компании «Пенсионный партнер» Сергея Околеснова, «в России все еще низкая степень проникновения цифровых услуг, поэтому ограничивать население в их законном праве на перевод пенсионных накоплений было бы несправедливо».
При этом в законопроекте остались нормы, касающиеся фидуциарной ответственности (ответственность фондов перед своими клиентами как за инвестиционные, так и за организационные решения) и введения management fee (вознаграждение НПФ в зависимости от стоимости активов). «Поскольку по фидуциарной ответственности и management fee, насколько я знаю, серьезных замечаний не было, вполне логично было предложение принять эти нормы отдельно от новой системы переходов»,— считает Сергей Беляков. По словам господина Аксакова, чтобы ускорить принятие этих норм, решено было работать над новой системой переходов по законопроекту, внесенному в Госдуму сенатором Николаем Журавлевым (этот документ был актуализирован в октябре 2017 года и предполагает, что об уходе клиента уведомляется текущий страховщик, который и должен информировать гражданина о рисках потери инвестдохода).
Comments are closed.