РБК, 24 января 2017
Сотовые операторы активизировали предоставление клиентам услуг по переводу пенсионных накоплений в НПФ, пытаясь компенсировать падение доходов. Впрочем, встречный интерес НПФ к такого рода сотрудничеству — под вопросом
В 2017 году «Билайн» планирует запустить агентские услуги по переводу пенсионных накоплений граждан в НПФ, сообщили РБК два источника на пенсионном рынке. Информацию подтвердил представитель компании «ВымпелКом», отказавшись сообщить детали проекта. Предлагать россиянам распорядиться своими пенсионными средствами сотовый оператор будет наряду с другими финансовыми продуктами. Сейчас в сети «Билайн» клиенты могут застраховать жизнь, здоровье и имущество, а также погасить кредит или сделать денежный перевод.
Также, по информации источника на телекоммуникационном рынке, возможность предоставления сервиса для клиентов НПФ изучает и другой сотовый оператор — «МегаФон». Однако в самой компании эту информацию не подтвердили, сообщив, что пока не видят потребности у клиентов в данной услуге. Согласно информации на сайте сотового оператора, сейчас компания «МегаФон» предлагает перевести средства на банковскую карту или счет, а также перевести средства в системах денежных переводов «Юнистрим», CONTACT, Blizko, Anelik и «Почта России».
Предоставлять своим клиентам возможность перевести пенсию в НПФ намерен и другой сотовый оператор — МТС. Согласно информации на официальном сайте компании, до 27 января должен быть выбран фонд, для которого салоны розничной сети будут выступать по сути агентами. По условиям тендера выбор партнера будет делаться в зависимости от цены, которую готов заплатить НПФ за каждый оформленный в салоне договор, и от его готовности финансировать маркетинговую кампанию. Кроме того, НПФ должен быть готов использовать электронный документооборот при обмене информацией с сетью салонов связи. В тендере МТС участвуют НПФ «Доверие» и НПФ «Газфонд», сообщил топ-менеджер крупного пенсионного фонда. От официальных комментариев в НПФ «Доверие» отказались. В НПФ «Газфонд» не ответили на запрос РБК. В пресс-службе МТС сообщили, что итоги тендера будут подведены в первом квартале 2017 года.
Очередные попытки
Заработать на агентских услугах для НПФ операторы мобильной связи и сотовые ретейлеры пытаются не впервые. Однако столь масштабных попыток до сих пор не предпринималось. В частности, аналогичный сервис в декабре запустила и компания Tele2 в некоторых регионах. В пресс-службе Tele2 подтвердили, что в ряде салонов связи Tele2 уже можно получить эту услугу. «Мы рассматриваем возможность предоставления таких сервисов опционально», — сказал официальный представитель сотового оператора. Впрочем, в call-центре Tele2 на вопрос об услуге по переводу пенсионных накоплений сообщили, что такого сервиса в офисах продаж не предоставляется, и посоветовали обратиться в «Евросеть» или «Связной».
В качестве другого примера эксперты называют сотрудничество НПФ «Электроэнергетики» с сотовым ретейлером «Евросеть». «В 2012–2013 годах через «Евросеть» активно предлагал свои услуги НПФ «Электроэнергетики». Около 20–25% всех договоров, заключенных фондом, приходило именно через этот канал продаж», — рассказал гендиректор компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов.
В компании «Евросеть» сообщили, что в декабре 2015 года временно приостановили услугу «Перевод накопительной части пенсии». Сейчас ведутся переговоры с потенциальным контрагентом и планируется возобновить предоставление данной услуги с 1 марта 2017 года, рассказала директор управления телекоммуникационных услуг и дополнительных сервисов «Евросети» Мария Шалина.
Сейчас перевести свои пенсионные накопления граждане могут также через сеть салонов «Связной». Как сообщил РБК официальный представитель компании Сергей Тихонов, воспользоваться возможностью перевода накопительной части пенсии в НПФ можно в 950 городах. «Услуга пользуется популярностью и приносит нам определенный доход», — сказал он. «Связной» сотрудничает с двумя НПФ — «Газфондом» и «Доверием». С 2009 года ретейлер также предлагал гражданам перевести пенсию в НПФ «КИТ Финанс» (входит в группу «Газфонда»), а в 2015– 2016 годах через сеть «Связного» перевести свою пенсию гражданам предлагал НПФ «Европейский пенсионный фонд» (присоединен к НПФ «Сафмар» группы Микаила Шишханова). «Это был очень большой и существенный канал продаж для фонда. Доля продаж через сотового ретейлера достигала 15–20%», — вспоминает исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев.
Фактор замещения
Попытка сотовых операторов освоить новые финансовые услуги связана с падением их доходов от основного вида деятельности. «В условиях насыщения рынка сотовой связи и обострившейся конкуренции прибыль операторов снижается, поэтому они пытаются компенсировать это за счет комиссионных доходов от партнеров, финансовые услуги которых они продают», — говорит аналитик iKs-Consulting Максим Савватин.
В МТС называют и другие цели: намерение компании увеличить объем продаж других продуктов и сервисов за счет кросс-продаж, а также повысить лояльность абонентов МТС за счет предоставления социально важной услуги на безвозмездной для граждан основе. Аналогичные цели назывались и при выходе сотовых операторов на рынок микрокредитования. Как ранее писал РБК, в конце 2016 года сразу два оператора, МТС и «Билайн», стали предоставлять агентские услуги по получению их клиентами финансирования в виде микрозаймов от участвующих в проекте МФО.
Риск недоверия
Эксперты, опрошенные РБК, скептически отнеслись к планам сотовых операторов освоить рынок пенсионного страхования. «Это может быть важным каналом продаж, что доказал пример НПФ «КИТ Финанс», который в 2009 году резко увеличил объемы привлечения пенсионных накоплений за счет того, что заключил агентский договор с сетью «Связного», — вспоминает глава крупного НПФ. Однако комиссии, которые берут сотовые операторы и салоны связи с НПФ за свои агентские услуги, могут быть выше банковских, что снижает их привлекательность в статусе агентов НПФ по сравнению с кредитными организациями. «Наш фонд предлагает перевести свои пенсионные накопления через банки группы ВТБ и ряд банков-партнеров. Мы не используем услуги сетей сотовой связи», — рассказала гендиректор НПФ ВТБ Лариса Горчаковская. Она отметила, что стоимость привлечения клиентов через офисы операторов может быть выше, чем через специализирующиеся на продаже различных финансовых продуктов банки».
Также, по ее словам, банковский канал продаж более понятен с точки зрения качества клиентов. «Мы никогда не делали ставку на сотовых ретейлеров, хотя в различное время они занимали до 10–15% продаж. Сейчас работаем в основном с банками», — говорит глава другого НПФ из топ-10. «Аудитория посетителей салонов связи — это в основном молодые люди, которые покупают сотовые телефоны. Сумма накоплений на их счетах не так велика, поэтому фонды в основном делают ставку на банковский канал продаж, где более состоятельные клиенты», — подтверждает Якушев. По оценкам Сергея Околеснова, средний счет накоплений клиентов, пришедших в НПФ через салоны сотовой связи, как правило, на 20–30% ниже, чем в среднем по рынку. Он отмечает, что в сети салонов сотовой связи приходят люди, которых интересуют другие услуги и сервисы. «Поэтому рассчитывать на лояльность таких клиентов, между делом подписавших договор о переводе пенсионных накоплений, НПФ не стоит. Они с такой же легкостью могут поменять фонд в следующем году», — считает Околеснов.
Comments are closed.