В пенсионном законодательстве обнаружилась лазейка, позволяющая неудачно инвестирующим негосударственным пенсионным фондам (НПФ) выплачивать правопреемникам их умерших клиентов не всю сумму пенсионных накоплений. Центробанк и Минтруд говорят, что проблема требует законодательного решения. Впрочем, и сейчас должно совпасть слишком много условий, чтобы НПФ мог воспользоваться этой возможностью.
«Проблема носит скорее гипотетический характер», — говорит гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. «Вряд ли фонды воспользуются пробелом в законодательстве и будут отдавать правопреемникам накопления за вычетом убытка — сэкономленные средства будут незначительными, тогда когда на кону стоит репутация фонда», — считает господин Околеснов.
В пенсионном законодательстве обнаружилась лазейка, позволяющая неудачно инвестирующим негосударственным пенсионным фондам (НПФ) выплачивать правопреемникам их умерших клиентов не всю сумму пенсионных накоплений. Центробанк и Минтруд говорят, что проблема требует законодательного решения. Впрочем, и сейчас должно совпасть слишком много условий, чтобы НПФ мог воспользоваться этой возможностью.
Правопреемники клиентов НПФ, получивших отрицательный инвестиционный доход по пенсионным накоплениям, могут получить не все средства, переведенные в этот НПФ умершим застрахованным лицом. Такая правовая коллизия существует, признал в ответе на письмо отраслевой саморегулируемой организации (СРО) — Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) департамент пенсионного обеспечения Минтруда. Нынешний закон о системе гарантирования «прямо не предусматривает в составе гарантийных случаев недостаток средств пенсионных накоплений при выплате средств правопреемникам застрахованного лица», следует из письма ведомства (В АНПФ и Минтруде подтверждают переписку). При этом министерство обещает устранить «правовую неопределенность» в этом вопросе. Действительно, такая неопределенность существует, и она требует законодательного разрешения, соглашаются и в Банке России.
НПФ начали вступать в систему гарантирования прав застрахованных лиц с 2015 года. Доходность ее участников фиксируется раз в пять лет. Если за это время фонд накопил убытки по счетам клиентов, то он должен возместить их за счет резерва по обязательному пенсионному страхованию, в случае же его недостачи — за счет собственных средств фонда. Аналогично компенсируются убытки, если клиент выходит на пенсию. Если клиент фонда скончался, тогда правопреемник застрахованного лица имеет право обратиться к текущему страховщику (в НПФ или Пенсионный фонд России) и получить средства умершего. Однако в случае накопления убытков по его счету с момента предыдущей фиксации фонд не обязан компенсировать их правопреемнику. Но даже если фонд захочет возместить убыток, неясно, какие средства он может использовать — такая ситуация не является гарантийным случаем. По мнению департамента пенсионного обеспечения Минтруда, при выявлении недостатка средств пенсионных накоплений НПФ должны выплачивать правопреемникам умершего клиента фонда гарантируемые средства пенсионных накоплений, то есть в полном объеме без учета убытка от инвестирования. Однако ведомство не конкретизирует источники этих выплат.
«Проблема носит скорее гипотетический характер»,— говорит гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. В 2015–2016 годы фонды, входившие в систему гарантирования, не получали убытков от инвестирования пенсионных накоплений. За девять месяцев 2017 года ряд НПФ показал отрицательный результат — входящие в группу банка «ФК Открытие» фонды «ЛУКОЙЛ-гарант», НПФ электроэнергетики и РГС, а также входящий в финансовую группу (ФГ) «Будущее» одноименный пенсионный фонд. Итоги года фонды еще не раскрыли. Однако в конце февраля председатель правления «ФК Открытие» Михаил Задорнов утверждал в интервью Reuters, что докапитализируемые фонды группы получат нулевую доходность. В НПФ «Будущее» уклонились от ответа об ожидаемой доходности фонда за 2017 год. Впрочем, с учетом высокой доходности в предшествующие два года возможный символический убыток 2017 года вряд ли сможет ее перекрыть.
Так что для возникновения подобной ситуации должно совпасть слишком много «если». Во-первых, фонды должны получить отрицательную доходность по прошлому году, во-вторых, клиент должен перейти в такой фонд в 2017 году (то есть с этого года для него начнется расчетный период). И, в-третьих, он должен умереть именно в этот год. «Вряд ли фонды воспользуются пробелом в законодательстве и будут отдавать правопреемникам накопления за вычетом убытка — сэкономленные средства будут незначительными, тогда когда на кону стоит репутация фонда»,— считает господин Околеснов. Тем не менее потенциальные расходы фондов на подобные выплаты будут возрастать. По данным ЦБ, за 2016 год по всем фондам правопреемникам было выплачено 2,6 млрд руб. пенсионных накоплений, по крупнейшим фондам выплаты составляли 200–400 млн руб. За 2017 год вряд ли суммы будут меньше. Да и от падения фондового рынка в будущем никто не застрахован.
Comments are closed.