Коммерсант.ru 11.12.2017
В итоге с изменением порядка переходов их общее число, вероятно, снизится. «Получив детальный расчет потерь, до половины клиентов могут отказаться от перехода»,— полагает гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов.
Правила перевода пенсионных накоплений граждан могут кардинально измениться уже с нового года. Основным каналом приема документов на переход станет портал госуслуг, при этом гражданину предоставят расчет возможных потерь инвестдохода и право отозвать ранее поданное заявление — вплоть до 31 декабря. Проблема в том, что пока далеко не все могут получать услуги онлайн и имеют доступ к порталу.
О возможном изменении порядка перевода пенсионных накоплений граждан между фондами, как негосударственными, так и Пенсионным фондом России (ПФР), сообщил в пятницу на конференции ассоциаций НПФ глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков. По его словам, поправки к законодательству могут быть внесены в декабре. Тогда кампания по переводу накоплений 2018 года будет идти уже по новым правилам.
Как пояснил директор департамента коллективных инвестиций ЦБ Филипп Габуния, граждане будут подавать заявление на портале госуслуг, там отобразится сумма возможных потерь уже начисленного инвестдохода (его граждане теряют при смене страховщика чаще одного раза в пять лет) и прогноз по текущему году. Если гражданин решит сменить фонд, его заявление поступит к будущему и текущему страховщикам, а также в ПФР. Отказаться от заявления на перевод можно до 31 декабря.
Сейчас при переводе пенсионных накоплений гражданин может обратиться к новому страховщику, в ПФР, в МФЦ. Заявления принимаются до 31 декабря, в случае поступления в ПФР нескольких обращений от гражданина рассматривается документ с более поздней датой. В 2016 году в ПФР поступило 12 млн заявлений, по 5,2 млн отказано. По итогам десяти месяцев 2017 года в ПФР поступило 4,93 млн заявлений (на 1 млн меньше, чем годом ранее, см. “Ъ” от 28 ноября).
После блокировки в конце июня основного дистанционного канала приема документов на перевод накоплений — через удостоверяющие центры (после выявленных Счетной палатой нарушений) — рынок активно искал замену. Портал госуслуг, по мнению участников отрасли, хороший вариант. «Процесс станет более прозрачным и понятным прежде всего для клиента. Снизится объем потерь гражданами инвестдохода»,— уверена гендиректор НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» Лариса Горчаковская. Автоматическое заполнение данных клиента исключит «человеческий фактор» и возможность ошибки при заполнении документов, добавляет гендиректор НПФ Сбербанка Галина Морозова.
Но есть и недочеты. «Получается, новый страховщик работает с клиентом, рассказывает о преимуществах, а текущий страховщик исключен из процесса, ему сообщают о заявлении,— говорит зампред правления ПФР Николай Козлов.— Страховщик должен бегать искать застрахованное лицо, которое будет шарахаться от него как черт от ладана, и пытаться его переубедить. Это огромный информационный дисбаланс». В итоге с изменением порядка переходов их общее число, вероятно, снизится. «Получив детальный расчет потерь, до половины клиентов могут отказаться от перехода»,— полагает гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. По оценке президента АНПФ Сергея Белякова, потери гражданами инвестдохода по итогам кампании 2017 года могут достигнуть 80 млрд руб. «Важно, чтобы при переводе накоплений действовал период охлаждения, а гражданин принимал решение, только получив исчерпывающую информацию о возможных потерях»,— говорит он.
Росту числа переходов не будет способствовать и довольно скромное число граждан, имеющих доступ к госуслугам с правом перевода накоплений, отмечает управляющий директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Павел Митрофанов. По мнению первого замгендиректора НПФ «Газфонд Пенсионные накопления» Антона Шпилева, для клиентов, которые не планируют пользоваться онлайн-услугами, стоит сохранить возможность подачи заявления при личном визите к текущему страховщику или в ПФР. Но есть и факторы, подталкивающие граждан к переводу накоплений. Среди них, отмечает директор по корпоративным рейтингам АКРА Юрий Ногин, прежде всего «неблестящие финансовые итоги ряда НПФ и, как следствие, начисление на счета клиентов доходности существенно ниже средних по рынку результатов».
Comments are closed.